kislen (kislen) wrote,
kislen
kislen

Феликс Нуссбаум (Felix Nussbaum, 1904-1944). ''Если я исчезну – не дайте моим картинам умере

Оригинал взят у depthofreality в Феликс Нуссбаум (Felix Nussbaum, 1904-1944). ''Если я исчезну – не дайте моим картинам умереть''




 
Felix Nussbaum painting "Storm", 1941
 Felix Nussbaum painting "Storm", 1941
Image: osnabrueck.de

 


Феликс Нуссбаум (Felix Nussbaum) родился в 1904 в немецком городе Оснабрюк и погиб в 1944 году в концентрационном лагере Освенцим. Полотна художника как нельзя лучше отражают его жизненный путь. В них созерцательность жизни провинциального городка, дух эпохи быстрого расцвета метрополии искусства в Берлине, страдание и дезориентация эмиграции, угроза наступающей войны, война, страх лагерей, изоляция в подпольях и укрытиях, и наконец, полный страданий путь к смерти. Никто из жертв Холокоста не отразил трагедию евреев Европы в такой высокой художественной форме, как это сделал Нуссбаум. Для него, в его безнадёжной ситуации, искусство превратилось в акт сопротивления, позволило сохранить человеческое достоинство и на протяжении продолжительного периода времени давало ему силы для того, чтобы выжить. Он продокументировал свою эпоху и стал её жертвой.

Художника Феликса Нуссбаума нельзя отнести к искусству авангарда, он представитель "потерянного поколения" художников, родившихся около 1900 года, художественное развитие которых натолкнулось на препятствия, которых не знало ни одно другое поколение, и в конечном счёте, в силу ряда причин их творчество было забыто вплоть до 70-х годов прошлого века.
Музей "Felix Nussbaum Haus" в городе Оснабрюк — крупнейшая коллекция картин художника. В ней около 160 полотен. Музей исполняет волю художника: "Если я исчезну – не дайте моим картинам умереть". (Source: сайт музея "Felix-Nussbaum-Haus")

Творчество Нуссбаума замечательно тем, что он написал более сорока автопортретов.

Self-portrait with Jewish pass, around 1943







Феликс Нуссбаум (Felix Nussbaum)

Находясь в вынужденной ссылке в Скандинавии, немецкий драматург Бертольд Брехт сетовал, что таких, как он, решивших покинуть Германию после прихода нацистов к власти, называют эмигрантами. «Они говорят, что мы - эмигранты, что в корне ошибочно, поскольку это не является добровольным переселением с целью найти другое место для жизни. В изгнании эмигранты нашли не новую родину, а причал, чтобы переждать, пока утихнет шторм. Мы - депортированные, беженцы».

Судьба семьи Феликса Нуссбаума из германского города Оснабрюк - это история отчаянных попыток найти пристанище на чужой земле, история одной из множества семей, оказавшихся в водовороте отчаяния, бегства без надежды на пристанище.

Отец художника Филипп Нуссбаум, гордившийся своей страной, был членом организации ветеранов Первой мировой войны. После смены власти ему, еврею, пришлось выйти из состава организации. В своей прощальной речи он сказал: «...в последний раз, дорогие мои товарищи по оружию, я, верноподданный солдат, отдаю вам честь... И если снова меня призовут под знамена, я всегда готов».

В это время его сын, художник Феликс Нуссбаум в составе группы немецких студентов – почетных стипендиатов Берлинской академии исскусств находился в Риме. В апреле 1933 года министр пропаганды гитлеровской Германии Геббельс выступил перед творческой элитой и прочитал им лекцию о художественной доктрине фюрера. «Арийская раса и героизм станут главными темами немецких художников», - подчеркнул он. Феликс понял, что ему, еврею и художнику, нет места в рамках этой доктрины. Он уехал из Рима в начале мая и практически сразу был лишен стипендии. В картине Великое Бедствие, 1939, отразилось его интуитивное видение драматических перемен после прихода Гитлера к власти – гибель Европы и всей западной цивилизации.

Родители художника Филипп и Рахель покинули Оснабрюк, как и многие другие евреи – жители города. Старший брат Юстус со своей семьей остался, чтобы управлять процветающим семейным бизнесом по торговле металлом. После краткосрочного пребывания в Швейцарии родители отправились на юг, где встретились с Феликсом в Рапалло, рыбацком городке итальянской Ривьеры. Солнечный свет и спокойная атмосфера места заслонили тучи войны. Нуссбаумы провели лето 1934 года вместе, и это было последней встречей Феликса с родителями. Его приподнятое настроение нашло отражение в радостных, беззаботных красках на картинах того периода, таких как, например, Пляж в Рапалло, 1934.

В 1935 году Филипп и Рахель Нуссбаумы не выдержали ностальгии по Германии и решили вернуться на родину, несмотря на резкие возражения Феликса. Он даже переписал на свой лад последнюю строчку из прощальной речи своего отца: «...и если меня снова призовут под знамена, я обязательно уеду далеко». Это был единственный случай, когда Феликс не согласился с мнением отца, который всегда и духовно, и материально поддерживал своего сына.

Пути разошлись. Феликс и его подруга Фелка Платек решили не возвращаться в Германию. В январе 1935 года они прибыли в Париж, откуда вскоре переехали в бельгийский курортный город Остенде. Спустя несколько месяцев они перебрались в своим друзьям в Брюссель. В октябре 1937 года Феликс и Фелка поженились. В том же году 2 июля Юстус, брат Феликса, вынужден был эмигрировать, так как в Оснабрюке все принадлежавшие евреям предприятия были переданы в руки арийцев. Юстус с женой и двухлетней дочерью Марианной бежали в Голландию, где вместе с несколькими другими такими же вынужденными эмигрантами смогли создать компанию по сбыту металлолома.

Тем временем ситуация в Германии ухудшалась. Во время Хрустальной ночи была сожжена синагога в Оснабрюке, еврейские дома разграблены, мужчины-евреи депортированы в концлагеь Дахау. В мае 1939 года родители Феликса решились покинуть Германию и бежали в Амстердам к старшему сыну Юстусу.

Через год, после оккупации Бельгии и Голландии, Феликс был арестован в своей квартире и вместе с другими иностранцами отправлен на юг Франции, в лагерь Сен-Сиприен. Пребывание в лагере изменило мировоззрение художника; он понял истинные размеры смертельной опасности нацистского режима для евреев и выразил свое прозрение в картине Синагога в лагере Сен-Сиприен, 1941. Это уникальное произведение символизирует осознание художником своей принадлежности к еврейскому народу и понимание, что именно так воспринимают его окружающие. Это было первое произведение Нуссбаума на еврейскую тему.

В августе 1940 года в отчаянии после трех мучительных месяцев, проведенных в унизительных условиях Сен-Сиприена, Феликс подал просьбу о возвращении в Германию. По прибытии на контрольно-пропускной пункт в Бордо, он решил бежать на пассажирском поезде в Брюссель, где оставалась его любимая жена. В Бельгии Феликс Нуссбаум находился на нелегальном положении, не имея никаких средств существования. Его друзья-бельгийцы помогали художнику, предоставили в его пользование студию и купили художественные принадлежности. Без официальной прописки, находясь в постоянном страхе перед арестом, Феликс перебирался из своей тайной квартиры в студию и обратно и рисовал без передышки, тем самым давая выражение отчаянию, страху и чувству безысходности, нависшей над ним и его семьей.

Судьба некогда процветающей семьи Нуссбаум была предопределена. В августе 1943 года владелец компании по сбыту металлолома Юстус Нуссбаум, его жена, дочь и родители были арестованы в своем доме и отправлены в лагерь Вестерборк. 8 февраля 1944 года Филиппа и Рахель Нуссбаум депортировали из Вестерборка в лагерь уничтожения Аушвиц.

20 июля 1944 года Феликса и Фелку арестовали и отправили в лагерь Мехелен. В этом же месяце их депортировали в Аушвиц, где Феликс погиб 9 августа. Его старший брат Юстус Нуссбаум был депортирован из Вестерборка в Аушвиц 3 сентября. Три дня спустя Герту и Марианну - невестку и племянницу Феликса, также сожгли в Аушвице. В конце октября 1944 года Юстус был депортирован в Штуттхоф, где умер от истощения два месяца спустя.

Это - хронология уничтожения одной семьи, которая, несмотря на несколько лет, проведенных в укрытии, не смогла спастись от длинных когтей нацистского зверя. Европа превратилась в смертельную западню. Мотив безысходного положения, тупика присутствует в картине Феликса Нуссбаума Видение Европы – Беженец, 1939. Еврейский беженец, в отчаянии обхвативший голову руками, нигде в мире не находит себе приюта. На переднем плане картины – глобус, выполненный в холодном равнодушном цвете. Позади него – безнадежно распахнутая дверь в комнату и символы вымирания: облетевшее дерево и парящие над ним вороны. Кажется, что уже тогда художник предчувствовал трагедию - никому из его семьи не удастся пережить этот ад. Феликс держался почти десять лет, несмотря ни на что, но и он был убит за месяц до освобождения Брюсселя.
Картины еврейского художника Феликса Нуссбаума продолжают рассказывать его историю, историю его семьи и всего еврейского народа.

Юдит Шендар,
Главный куратор Художественного музея "Яд Вашем"






Felix Nussbaum
Prisoner, 1940





Felix Nussbaum
A Group of Three Selfportrays with his wife Felka and his son Jaqui, 1944







Felix Nussbaum
Greetsiel (Young Man with Straw Hat), 1926









Felix Nussbaum
My Father, 1926









Felix Nussbaum
My Mother, 1926










Felix Nussbaum
Self-Portrait with Green Hat, 1927









Felix Nussbaum
Talea, 1927









Felix Nussbaum
Self-Portrait with Mask, 1928






Felix Nussbaum
Fishing-Net Makers, 1928








Felix Nussbaum
Grief (Widow at the window), 1928







Felix Nussbaum
A Night Scene from Arles (Couple under the cypress trees), 1929








Felix Nussbaum
Portrait of a Man with Beard and Top Hat, 1930








Felix Nussbaum
The Hurgy-Gurgy Man, 1931









Felix Nussbaum
Couple on the River-Bank (Self-Portrait with Felka Platek), 1932








Felix Nussbaum
Narcissus, 1932








Felix Nussbaum
Policeman in Rome (Carabiniere), 1932








Felix Nussbaum
Entombment (Organ-Grinders)
Положение во гроб (Шарманщики), 1933







Felix Nussbaum
Italian Fishing Port, 1934







Felix Nussbaum
On Rapallo Beach, 1934







Felix Nussbaum
Comic Concert, 1935








Felix Nussbaum
Self-Portrait with Painter's Cloth, 1935









Felix Nussbaum
Self-Portrait with Stretcher, 1935








Felix Nussbaum
Singer and Statue, 1935








Felix Nussbaum
Scissors-Grinder (Точильщик ножей), 1936








Felix Nussbaum
Self-Portrait as Grimace II, 1936







Felix Nussbaum
Self-Portrait at the Drawing Board II, 1936








Felix Nussbaum
Self-Portrait Whistling, 1936








Felix Nussbaum
Self-Portrait with Apple, 1936








Felix Nussbaum
Self-Portrait with Crazy Laugh, 1936









Felix Nussbaum
Self-Portrait with Green Head Bandage II, 1936








Felix Nussbaum
Self-Portrait with Mask and Paper Horn II, 1936








Felix Nussbaum
Self-Portrait with Scarf and Beret, 1936







Felix Nussbaum
Self-Portrait with Tea-Towel, 1936







Felix Nussbaum
Self-Portrait with Brother, 1937







Felix Nussbaum
Self-Portrait in front of Houses, 1938








Felix Nussbaum
Self-Portrait in the Studio, 1938








Felix Nussbaum The Pearls (Mourners)
Слезы (Скорбящие), 1938








Felix Nussbaum
Masquerade, 1939







Felix Nussbaum
Self-Portrait (Self-Portrait in Surreal Landscape), 1939









Felix Nussbaum
Self-Portrait with Apple Blossom, 1939









Felix Nussbaum
Self-Portrait with Scabious Flower, 1939








Felix Nussbaum
The Refugee, 1939







Felix Nussbaum
The Secret, 1939







Felix Nussbaum
Prisoner, 1940








Felix Nussbaum
Studio in Brussels (Studio in the Rue Archimède), 1940








Felix Nussbaum
Fear (Self-Portrait with his Niece Marianne), 1941








Felix Nussbaum
Self-Portrait with Key at Camp St. Cyprien, 1941







Felix Nussbaum
The Storm (The Exiles), 1941







Felix Nussbaum
Self-Portrait in a Shroud (Group picture), 1942







Felix Nussbaum
Soir (Self-Portrait with Felka Platek), 1942






Felix Nussbaum
Organ-Grinder (Шарманщик), 1942-43






Felix Nussbaum
Jaqui in the Street (Портрет сына Якова), 1943






Felix Nussbaum
Jew at the Window, 1943








Felix Nussbaum
Self-Portrait at the Easel, 1943








Felix Nussbaum
The Damned, 1943-44







Felix Nussbaum
A Group of Three Selfportrays with his wife Felka and his son Jaqui, 1944







Felix Nussbaum
Death Triumphant (The Dance of the Skeletons), 1944







Tags: живопись, искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment